Научный полк

Профессор Б.И.Коваленко и курсы реабилитации военноослепших при МГПИ


Коваленко Б.И.

Вопрос о неотложной помощи военноослепшим возник еще во время войны с Финляндией. Тогда организация этого дела была возложена на военно-врачебную комиссию Ленинградского военного округа. В работу активно включился факультет дефектологии Ленинградского педагогического университета имени Герцена под руководством известного тифлопедагога,  профессора Бориса Игнатьевича Коваленко. Борис Игнатьевич углубленно изучал проблемы преподавания слепым и слабовидящим после того, как сам потерял зрение после болезни в 1921 году.

В годы Великой Отечественной войны центр реабилитации военноослепших был создан на базе Молотовского (Пермского) Пединститута. Возглавил его проф. Б. И. Коваленко, эвакуированный в наш город вместе с коллегами в конце августа 1941 года. С 1941 по 1944 год Б. И. Коваленко являлся профессором Молотовского (Пермского) педагогического института и заведовал Курсами подготовки военноослепших в вуз и к интеллектуальному труду.

Организованные при Пединституте курсы подготовки военноослепших давали возможность людям, потерявшим зрение, проявить себя не только в сфере физического, но и интеллектуального труда. Курсы были первым в мировой практике педагогическим экспериментом по массовой подготовке работников умственного труда из числа ослепших фронтовиков. Курсы начали работу 9 сентября 1941 г. в поселке Нижняя Курья. Занятия также проходили в общежитии педагогического института на ул. Советской, 62.

Здание в Н. Курье, Капитанская, 11

Многие бойцы воспринимали тяжелое ранение как непоправимую личную трагедию и думали, что им отрезаны все пути в будущее. В своих книгах, устных и печатных выступлениях Б. И. Коваленко неустанно доказывал, что человек, утративший зрение, может плодотворно заниматься различными видами интеллектуальной деятельности. Курсы были призваны перестроить психологию раненых и подготовить их и дальнейшему образованию. В одном из официальных документов директор ПГПИ В. С. Павлюченков и проф. Б.И. Коваленко отмечали, что институт считает своим долгом «помочь военноослепшим вернуться к полноценной трудовой жизни, чтобы быть полезными социалистическому обществу и чувствовать себя счастливыми, несмотря на тяжелый физический недостаток».

Протокол первого заседания педсовета курсов 08.09.1941, Молотов

Всего через пермские Курсы подготовки в вуз — эту настоящую школу знаний и воспитания личности — прошло около 100 участников Великой Отечественной войны. Среди них — В. И. Шумилов, который стал руководителем Пермской областной организацией ВОС. Многие курсанты продолжили свое образование в вузах Москвы, Ленинграда, Киева и других городов. Двадцать семь человек успешно окончили исторический факультет Пермского педагогического института. В школах и техникумах области трудились: Л. И. Антонов, М. И. Власов, И. В. Ворона, И. И. Киликеев, Н. В. Королев, В. И. Пронин, Н. В. Разживайкин, Н Я. Степин, А. Т. Шагалов и другие. Отдельные товарищи защитили кандидатские диссертации: Е. И. Билецкий (Москва), Б. Г. Невельсон (Ленинград), С. И. Батраченко (Воронеж), И. Д. Салказанов (Орджоникидзе). С.И.Батраченко работал доцентом в Воронежском Педагогическом институте, Е.И.Белецкий –профессором в МГУ им.Ломоносова, А.Ф.Малышев – доцентом кафедры истории КПСС в Пермском педагогическом институте, Б.Г.Невельсон – доцентом в Ленинградском институте иностранных языков.

Список военноослепших курсантов и студентов

Среди выпускников Курсов был даже инструктор по туризму — заслуженный учитель А. И. Шаньгин. В разные времена года этот удивительный человек пешком и на лыжах, на плотах и лодках пересекал со своими питомцами просторы Родины. Добрую память оставил он о себе в Кизеловском районе. Школьники с рюкзаками за спиной прошли вместе с ним весь боевой путь 22-го Краснознаменного Кизеловского полка, собрали большое количество ценных исторических материалов, документов и экспонатов. На их основе создам школьный краеведческий музей, получивший позднее звание народного. Позже А. И. Шаньгин занимался организацией подобного музея в пермской школе № 9.

Из ста двух курсантов, завершивших на курсах среднее образование, вузы закончили 44 человека. 16 получили музыкальное образование в музыкальных училищах и школах. 9 курсантов, окончив вузы, сами преподавали в высших учебных заведениях. 6 человек успешно защитили кандидатские диссертации. Некоторые из бывших курсантов руководили предприятиями и цехами.

К июлю 1946 года Курсы выполнили свою миссию. Их деятельность получила научно-теоретическое обобщение в монографии Б.И. Коваленко «Возвращение ослепших к трудовой жизни» («Учпедгиз», 1946 г.). Автор монографии был избран в члены-корреспонденты Академии педагогических наук РСФСР. Всего перу Коваленко принадлежит 35 работ по вопросам тифлопедагогики и тифлометодики.

В 1974 г. в Пермском педагогическом институте был издан сборник документов Курсов подготовки военноослепших «Пермский педагогический институт – фронтовикам» (1941-1946 гг.). Составителем и научным редактором сборника был доцент ПГПИ А.Ф.Малышев. Александр Федорович сам потерял зрение в боях за Родину, после ранения прошел обучение на этих курсах. А в 1947 г. стал выпускником исторического факультета Пединститута.

Доцент ПГПИ А.Ф.Малышев со своими печатными работами 1960-е гг.
Научный полк